Тест по литературе Слово о полку Игореве 9 класс

Тест по литературе Слово о полку Игореве для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая.
Голос Ярославны молодой;
«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?»
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:
«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив верну лея он ко мне!»
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Кем приходится князь Игорь Ярославне?

2. Укажите название изобразительно-выразительного средства:

Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру…

3. Как называется изобразительно-выразительное средство?

И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь.

4. Укажите название средства иносказательной выразительности:

Плачет, из Путивля долетая.
Голос Ярославны молодой…

5. Как называется прием?

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки …

Задания с развернутым ответом

6. К каким силам природы и почему именно к ним обращается Ярославна?

7. Какие особенности личности Ярославны выделяет автор?

8. Сопоставьте фрагменты «Слова о полку Игореве» и поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Чем похожи героини?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Где находится князь Игорь?

2. Укажите название средства иносказательной выразительности:

«Горем переполнило колчан…»

3. Как называется изобразительно-выразительное средство?

Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?

4. Укажите название изобразительно-выразительного средства:

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая…

5. Как называется прием?

Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!

Задания с развернутым ответом

6. К каким силам природы и почему именно к ним обращается Ярославна?

7. Какие особенности личности Ярославны выделяет автор?

8. Сопоставьте фрагменты «Слова о полку Игореве» и поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Чем похожи героини?

Фрагмент поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая») для 8 задания

Чредой спустилась ночи мгла,
Опять взошла луна.
Княгиня долго не спала,
Тяжелых дум полна…
Уснула… Башня снится ей…
Она вверху стоит;
Знакомый город перед ней
Волнуется, шумит;
К обширной площади бегут
Несметные толпы:
Чиновный люд, торговый люд,
Разносчики, попы;
Пестреют шляпки, бархат, шелк,
Тулупы, армяки…
Стоял уж там какой-то полк,
Пришли еще полки,
Побольше тысячи солдат
Сошлось. Они «ура!» кричат,
Они чего-то ждут…
Народ галдел, народ зевал,
Едва ли сотый понимал,
Что делается тут…
Зато посмеивался в ус,
Лукаво щуря взор,
Знакомый с бурями француз,
Столичный куафер…

Тогда-то пушки навели,
Сам царь скомандовал: «Па-ли!..»
«…О, милый! Жив ли ты?»
Княгиня, память потеряв,
Вперед рванулась и стремглав
У пала с высоты!

Пред нею длинный и сырой
Подземный коридор,
У каждой двери часовой,
Все двери на запор.
Прибою волн подобный плеск
Снаружи слышен ей;
Внутри — бряцанье, ружей блеск
При свете фонарей;
Да отдаленный шум шагов
и долгий гул от них,
Да прекрестный бой часов,
Да крики часовых…

С ключами старый и седой,
Усатый инвалид —
«Иди, печальница, за мной! —
Ей тихо говорит. —
Я проведу тебя к нему,
Он жив и невредим…»
Она доверилась ему,
Она пошла за ним…

Шли долго, долго… Наконец
Дверь взвизгнула, — и вдруг
Пред нею он… живой мертвец…
Пред нею — бедный друг!
Упав на грудь ему, она
Торопится спросить:
«Скажи, что делать? Я сильна,
Могу я страшно мстить!
Достанет мужества в груди,
Готовность горяча,
Просить ли надо?..» -Не ходи,
Не тронешь палача! —
«О милый! что сказал ты? Слов
Не слышу я твоих.
То этот страшный бой часов,
То крики часовых!
Зачем тут третий между нас?..»
— Наивен твой вопрос.

«Пора! пробил урочный час!»
Тот «третий» произнес…

Ответы на тест по литературе Слово о полку Игореве
1 вариант
1. муж
2. сравнение
3. эпитет
4. метафора
5. анафора
2 вариант
1. в плену / / в плену у половцев
2. метафора
3. эпитет
4. сравнение
5. анафора

18.07.2017 Школьные тесты Литература Опубликовано: 28.06.2017 Обновлено: 18.07.2017
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 3 =