Тест по литературе Горе от ума 9 класс

Тест по литературе Горе от ума (А.С. Грибоедов) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Фамусов
Вкус, батюшка, отменная манера;
На все свои законы есть:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, —
Тот и жених.
Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,
Пускай себе разумником слыви,
А в семью не включат. На нас не подиви.
Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.
Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:
Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
Дверь отперта для званных и незванных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнехонько, про всех готов обед.
Возьмите вы от головы до пяток,
На всех московских есть особый отпечаток.
Извольте посмотреть на нашу молодежь,
На юношей — сынков и внучат.
Журим мы их, а если разберешь, —
В пятнадцать лет учителей научат!
А наши старички?? -Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово — приговор, —
Ведь столбовые все, в ус никого не дуют;
И об правительстве иной раз так толкуют,
Что если б кто подслушал их… беда!
Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,
Спаси нас Боже! Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему,
Поспорят, пошумят, и… разойдутся.
Прямые канцлеры в отставке — по уму!
Я вам скажу, знать, время не приспело,
Но что без них не обойдется дело. —
А дамы? — сунься кто, попробуй, овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей;
За картами когда восстанут общим бунтом,
Дай Бог терпение, — ведь сам я был женат.
Скомандовать велите перед фрунтом!
Присутствовать пошлите их в Сенат!
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!
А дочек кто видал, всяк голову повесь…
Его величество король был прусский здесь,
Дивился не путем московским он девицам,
Их благонравью, а не лицам;
И точно, можно ли воспитаннее быть!
Умеют же себя принарядить
Тафтицей, бархатцем и дымкой,
Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой
Французские романсы вам поют
И верхние выводят нотки,
К военным людям так и льнут.
А потому, что патриотки.
Решительно скажу: едва
Другая сыщется столица, как Москва.

Скалозуб
По моему сужденью,
Пожар способствовал ей много к украшенью.

Фамусов
Не поминайте нам, уж мало ли крехтят!
С тех пор дороги, тротуары,
Дома и все на новый лад.

Чацкий
Дома новы, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.

Фамусов (Чацкому)
Эй, завяжи на память узелок;
Просил я помолчать, не велика услуга.

(Скалозубу)
Позвольте, батюшка. Вот-с — Чацкого, мне друга,
Андрея Ильича покойного сынок:
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти — так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…

Чацкий
Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом?
И похвалы мне ваши досаждают.

Фамусов
Не я один, все также осуждают.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Определите род литературы, к которому принадлежит произведе­ние.

2. Укажите термин, которым обозначаются авторские комментарии в тексте пьесы (Чацкому. Скалозубу.).

3. Как называются краткие выразительные изречения, содержащие в себе житейскую мудрость:
Вкус, батюшка, отменная манера…

4. «Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхе­рия Андревна!» — как называют персонажей, которые не прини­мают непосредственного участия в действии пьесы?

5. Взгляды Фамусова и Чацкого резко противоположны. Как в про­изведении для сцены называется острое столкновение жизненных принципов и убеждений героев?

Задания с развернутым ответом

6. Каковы жизненные принципы и ценности Фамусова, проявленные в данном фрагменте?

7. Какие особенности личности и характера Фамусова проявляются в данной сцене?

8. Сопоставьте фрагменты пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Д.И. Фонвизина «Недоросль». Чем похожи жизненные принципы героев?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Определите жанр произведения.

2. Данный фрагмент начинается с развернутого высказывания Фаму­сова. Как называется такая форма организации сценической речи?

3. Фамусов упоминает отца Чацкого. Как называют персонажа, ко­торый не принимает непосредственного участия в действии пьесы?

4. Как называются краткие выразительные изречения, содержащие в себе житейскую мудрость?
На всех московских есть особый отпечаток.

5. Реплики Фамусова содержат слова: «плохенький», «тысячки две», «хоть прытче будь», «тафтицей, бархатцем», крехтят. Как на­зывается такая разновидность лексики?

Задания с развернутым ответом

6. Каковы жизненные принципы и ценности Фамусова, проявленные в данном фрагменте?

7. Какие особенности личности и характера Фамусова проявляются в данной сцене?

8. Сопоставьте фрагменты пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Д.И. Фонвизина «Недоросль». Чем похожи жизненные принципы героев?

Фрагмент пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»
для 8 задания

Г-жа Простакова. Братец, друг мой! Рекомендую вам дорого­го гостя нашего, господина Правдина; а вам, государь мой, рекомен­дую брата моего.
Правдин. Радуюсь, сделав ваше знакомство.
Скотинин. Хорошо, государь мой! а как по фамилии? Я не дослышал.
Правдин. Я называюсь Правдин, чтобы вы дослышали.
Скотинин. Какой уроже не ц, государь мой, где деревеньки?
Правдин. Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.
Скотинин. А смею ли спросить, государь мой, имени и отчества не знаю, — в деревеньках ваших водятся ли свинки?
Г-жа Простакова. Полно, брате ц, о свиньях-то начинать. По­говорим-ка лучше о нашем горе. (К Правдину.) Вот, батюшка! Бог велел нам взять на свои руки девицу. Она изволит получать грамотки от дядюшек. К ней с того света дядюшки пишут. Сделай милость, мой батюшка, потрудись, прочти всем нам вслух.
Правдин. Извините меня, сударыня, Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны.
Софья. Я вас о том прошу. Вы меня тем очень одолжите.
Правдин. Если вы приказываете. (Читает.) «Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известий! Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с божей помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу… »
Скотинин и оба Простаковы. Десять тысяч!
Правдин (читает). «Которым тебя, моя любезная племянница, тебя делаю наследницею…»
Г-жа Простакова. Тебя наследницею!
Простаков. Софью наследницею!
Скотинин. Ее наследницею!
Г-жа Простакова (бросаясь обнимать Софью). Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя с радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю. То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки думала, что бог его хранит, что он еще здравствует…
Правдин. Позволите ли письмо дочитать?
Скотинин. А на что? Да хоть пять лет читай, лучше десяти ты­сяч не дочитаешься.

Ответы на тест по литературе Горе от ума (А.С. Грибоедов)
1 вариант
1. драма
2. ремарка
3. афоризмы // афоризм
4. внесценические
5. конфликт
2 вариант
1. комедия
2. монолог
3. внесценический
4. афоризмы // афоризм
5. разговорная // просторечная

12.08.2017 Школьные тесты Литература Опубликовано: 12.08.2017 Обновлено: 12.08.2017
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + четыре =