Тест по литературе Старый гений 8 класс

Тест по литературе Старый гений (Н.С. Лесков) с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

Гений лет не имеет —
он преодолевает всё,
что останавливает обыкновенные умы.
Ларошфуко
Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка­-помещица, у которой было, по её словам, «вопиющее дело». Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, — заложив для него свой домик, составлявший всё достоя­ние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки. Дом был заложен в пятнадцати тысячах, которые франт полностию взял, с обязательством уплатить в самый короткий срок.
Добрая старушка этому верила, да и не мудрено было верить, по­тому что должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе.
Денежные затруднения, из которых старушка его выручила, были последствием какого-то мимолетного увлечения или неосторожности за картами в дворянском клубе, что поправить ему было, конечно, очень легко, — «лишь бы только доехать до Петербурга».
Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, ра­зумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку.
Приходят сроки, старушка напоминает о себе письмами — снача­ла самыми мягкими, потом немножко пожёстче, а наконец, и бра­нится — намекает, что «это нечестно», но должник её был зверь травленый и всё равно ни на какие её письма не отвечал. А между тем время уходит, приближается срок закладной — и перед бедной женщиной, которая уповала дожить свой век в своём домишке, вдруг разверзается страшная перспектива холода и голода с увечной доче­рью и маленькою внучкою.
Старушка в отчаянии поручила свою больную и ребёнка доброй соседке, а сама собрала кое-какие крохи и полетела в Петербург «хлопотать»…
Хлопоты её вначале были очень успешны: адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение вышло скорое и бла­гоприятное, но как дошло дело до исполнения — тут и пошла зако­рюка, да такая, что и ума к ней приложить было невозможно. Не то, чтобы полиция или иные какие пристава должнику мирволили — го­ворят, что тот им самим давно надоел и что они все старушку очень жалеют и рады ей помочь, да не смеют… Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его пристру­нить, как всякого иного грешника.
О силе и значении этих связей достоверно не знаю, да думаю, что это и не важно. Всё равно — какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила.
Не умею тоже вам рассказать в точности, что над ним надо было учинить, но знаю, что нужно было «вручить должнику с распискою» какую-то бумагу, и вот этого-то никто — никакие лица никакого уряда — не могли сделать. К кому старушка ни обратится, все ей в одном роде советуют:
— Ах, сударыня, и охота же вам! Бросьте лучше! Нам очень вас жаль, да что делать, когда он никому не платит… Утешьтесь тем, что не вы первая, не вы и последняя.
— Батюшки мои, — отвечает старушка, — да какое же мне в этом утешение, что не мне одной худо будет? Я бы, голубчики, гораздо лучше желала, чтобы и мне и всем другим хорошо было.

1. Каков жанр произведения Лескова, из которого взят фрагмент?

2. Как называется короткий текст, помещенный перед произведе­нием, проясняющий авторский замысел и идею?

3. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «маленькая, добрая старушка».

4. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное вы­ражение, использованное в тексте: «игра в кошку и мышку», «ума приложить было невозможно»?

5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­разительности: «должник был зверь травленый».

6. Какой этап развития действия (сюжета) представлен в данном фрагменте?

7. Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя рече­вое общение персонажей.

8. Какой предстает героиня в данном фрагменте?

9. В каких известных вам произведениях русской литературы од­ной из важнейших является проблема чести?

10. «Долгая и мучительная комедия…» Можно ли так охарактери­зовать происшедшее? Обоснуйте свою точку зрения.

2 вариант

— Это что же еще за деятель? Вы уж расскажите все, как они вам помогали!
— Помогли очень честно. Я как пришла в трактир и отдала Ивану Иванычу деньги — он сосчитал, принял и говорит: «Теперь, госпожа, поедем. Я, говорит, гений по мысли моей, но мне нужен исполнитель моего плана, потому что я сам таинственный незнакомец и своим ли­цом юридических действий производить не могу». Ездили по многим низким местам и по баням — все искали какого-то «сербского сража­теля», но долго его не могли найти. Наконец нашли.
Вышел этот сражатель из какой-то ямки, в сербском военном кос­тюме, весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги, и го­ворит: «Я все могу, что кому нужно, но прежде всего надо выпить». Все мы трое в трактире сидели и торговались, и сербский сражатель требовал «по сту рублей на месяц, за три месяца». На этом решили. Я еще ничего не понимала, но видела, что Иван Иваныч ему деньги отдал, стало быть он верит, и мне полегче стало. А потом я Ивана Иваныча к себе взяла, чтобы в моей квартире находился, а сербского сражателя в бани ночевать отпустили с тем, чтобы утром явился. Он утром пришел и говорит: «Я готов!» А Иван Иваныч мне шепчет: «Пошлите для него за водочкой: от него нужна смелость. Много я ему пить не дам, а немножко необходимо для храбрости: настает са­мое главное его исполнение».
Выпил сербский сражатель, и они поехали на станцию железной дороги, с поездом которой старушкин должник и его дама должны были уехать. Старушка все еще ничего не понимала, что такое они замыслили и как исполнят, но сражатель ее успокаивал и говорил, что «все будет честно и благородно».
Стала съезжаться к поезду публика, и должник явился тут, как лист перед травою, и с ним дама; лакей берет для них билеты, а он сидит с своей дамой, чай пьет и тревожно осматривается на всех. Старушка спряталась за Ивана Иваныча и указывает на должника — говорит: «Вот — он!».
Сербский воитель увидал, сказал «хорошо», и сейчас же встал и прошел мимо франта раз, потом во второй, а потом в третий раз, прямо против него остановился и говорит:
— Чего это вы на меня так смотрите?
Тот отвечает:
— Я на вас вовсе никак не смотрю, я чай пью.
— А-а! — говорит воитель, — вы не смотрите, а чай пьете? так я же вас заставлю на меня смотреть, и вот вам от меня к чаю лимон­ный сок, песок и шоколаду кусок!.. — Да с этим — хлоп, хлоп, хлоп! его три раза по лицу и ударил.
Дама бросилась в сторону, господин тоже хотел убежать и гово­рил, что он теперь не в претензии; но полиция подскочила и вмеша­лась: «Этого, говорит, нельзя: это в публичном месте», — и сербского воителя арестовали, и побитого тоже. Тот в ужасном был волнении — не знает: не то за своей дамой броситься, не то полиции отвечать. А между тем уже и протокол готов, и поезд отходит…
Дама уехала, а он остался… и как только объявил свое звание, имя и фамилию, полицейский говорит: «Так вот у меня кстати для вас и бумажка в портфеле есть для вручения». Тот — делать нечего — при свидетелях поданную ему бумагу принял и, чтобы освободить себя от обязательств о невыезде, немедленно же сполна и с процентами упла­тил чеком весь долг свой старушке.
Так были побеждены неодолимые затруднения, правда восторже­ствовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел.
Человек, который нашелся — как уладить столь трудное дело, кажется, вполне имеет право считать себя в самом деле гением.

1. К какому роду литературы принадлежит произведение, из кото­рого взят фрагмент?

2. Укажите социальное положение главной героини произведения.

3. Во время какого праздника происходят события, о которых рас­сказывается в приведенном фрагменте?

4. Какой этап развития действия (сюжета) представлен в данном фрагменте?

5. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное вы­ражение, использованное в тексте: «как лист перед травою»?

6. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «праздник светел и весел».

7. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «сражатель… в сербском военном костюме, весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги»?

8. Каким предстает таинственный Иван Иваныч в приведенном фрагменте?

9. Как рассказ «Старый гений» подтверждает слова Н.С. Лескова: «Искусство должно приносить пользу, — тогда оно и имеет определенный смысл»?

10. «Долгая и мучительная комедия…» Можно ли так охарактери­зовать происшедшее? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответы на тест по литературе Старый гений (Н.С. Лесков)
1 вариант
1. рассказ
2. эпиграф
3. эпитет
4. поговорка
5. метафора
6. завязка
7. диалог
2 вариант
1. эпос
2. помещица
3. Рождество
4. развязка
5. поговорка
6. эпитет
7. портрет

15.10.2017 Школьные тесты Литература Опубликовано: 15.10.2017 Обновлено: 15.10.2017
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 3 =