Тест по литературе О любви 8 класс

Тест по литературе О любви (А.П. Чехов) с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

— Я живу в Софьине и занимаюсь хозяйством уже давно, — начал Алехин, — с тех пор, как кончил в университете. По воспитанию я белоручка, по наклонностям — кабинетный человек, но на имении, когда я приехал сюда, был большой долг, а так как отец мой задолжал отчасти потому, что много тратил на мое образование, то я решил, что не уеду отсюда и буду работать, пока не уплачу этого долга. Я решил так и начал тут работать, признаюсь, не без некоторого отвращения. Здешняя земля дает не много, и, чтобы сельское хозяйство было не в убыток, нужно пользоваться трудом крепостных или наемных батра­ков, что почти одно и то же, или же вести свое хозяйство на крестьян­ский лад, то есть работать в поле самому, со своей семьей. Середины тут нет. Но я тогда не вдавался в такие тонкости. Я не оставлял в по­кое ни одного клочка земли, я сгонял всех мужиков и баб из соседних деревень, работа у меня тут кипела неистовая; я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кош­ка, которая с голоду ест на огороде огурцы; тело мое болело, и я спал на ходу. В первое время мне казалось, что эту рабочую жизнь я могу легко помирить со своими культурными привычками; для этого стоит только, думал я, держаться в жизни известного внешнего порядка. Я поселился тут наверху, в парадных комнатах, и завел так, что после завтрака и обеда мне подавали кофе с ликерами и, ложась спать, я чи­тал на ночь «Вестник Европы». Но как-то пришел наш батюшка, отец Иван, и в один присест выпил все мои ликеры; и «Вестник Европы» пошел тоже к поповнам, так как летом, особенно во время покоса, я не успевал добраться до своей постели и засыпал в сарае в санях или где-нибудь в лесной сторожке -какое уж тут чтение? Я мало-помалу перебрался вниз, стал обедать в людской кухне, и из прежней роскоши у меня осталась только вся эта прислуга, которая еще служила моему отцу и которую уволить мне было бы больно.
В первые же годы меня здесь выбрали в почетные мировые судьи. Кое-когда приходилось наезжать в город и принимать участие в засе­даниях съезда и окружного суда, и это меня развлекало. Когда по­живешь здесь безвыездно месяца два-три, особенно зимой, то в конце концов начинаешь тосковать по черном сюртуке. А в окружном суде были и сюртуки, и мундиры, и фраки, всё юристы, люди, получив­шие общее образование; было с кем поговорить. После спанья в са­нях, после людской кухни сидеть в кресле, в чистом белье, в легких ботинках, с цепью на груди — это такая роскошь!
В городе меня принимали радушно, я охотно знакомился. И из всех знакомств самым основательным и, правду сказать, самым приятным для меня было знакомство с Лугановичем, товарищем председателя ок­ружного суда. Его вы знаете оба: милейшая личность. Это было как раз после знаменитого дела поджигателей; разбирательство продолжалось два дня, мы были утомлены. Луганович посмотрел на меня и сказал:
— Знаете что? Пойдемте ко мне обедать.
Это было неожиданно, так как с Лугановичем я был знаком мало, только официально, и ни разу у него не был. Я только на минутку зашел к себе в номер, чтобы переодеться, и отправился на обед. И тут мне представился случай познакомиться с Анной Алексеевной, женой Лугановича. Тогда она была еще очень молода, не старше двадцати двух лет, и за полгода до того у нее родился первый ребенок. Дело прошлое, и теперь бы я затруднился определить, что, собственно, в ней было такого необыкновенного, что мне так понравилось в ней, тогда же за обедом для меня всё было неотразимо ясно; я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери.

1. К какому роду литературы принадлежит произведение, отрывок из которого вы прочитали?

2. Укажите фамилию героя, от лица которого ведется повествование.

3. Укажите название изобразительно-выразительного средства: «морщился, как деревенская кошка».

4. Укажите название скрытой насмешки: «Я поселился тут наверху, в парадных комнатах, и завел так, что после завтрака и обеда мне подавали кофе с ликерами и, ложась спать, я читал на ночь «Вестник Европы». Но как-то пришел наш батюшка, отец Иван, и в один присест выпил все мои ликеры».

5. Как называется средство иносказательной выразительности, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности: «А в окружном суде были и сюртуки, и мундиры, и фраки»?

6. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую».

7. Укажите название значимой подробности, использованной Чеховым: «кофе с ликером», «Вестник Европы».

8. Каким предстает рассказчик в данном фрагменте?

9. С какой целью Чехов использует композиционный прием «рас­сказ в рассказе»?

10. Кто виноват в драматическом финале этой истории?

2 вариант

Есть пословица: не было у бабы хлопот, так купила порося. Не было у Лугановичей хлопот, так подружились они со мной. Если я долго не приезжал в город, то, значит, я был болен или что-нибудь случилось со мной, и они оба сильно беспокоились. Они беспокои­лись, что я, образованный человек, знающий языки, вместо того, чтобы заниматься наукой или литературным трудом, живу в деревне, верчусь как белка в колесе, много работаю, но всегда без гроша. Им казалось, что я страдаю, и если я говорю, смеюсь, ем, то только для того, чтобы скрыть свои страдания, и даже в веселые минуты, когда мне было хорошо, я чувствовал на себе их пытливые взгляды. Они были особенно трогательны, когда мне в самом деле приходилось тя­жело, когда меня притеснял какой-нибудь кредитор или не хватало денег для срочного платежа; оба, муж и жена, шептались у окна, по­том он подходил ко мне и с серьезным лицом говорил:
— Если вы, Павел Константиныч, в настоящее время нуждаетесь в деньгах, то я и жена просим вас не стесняться и взять у нас.
И уши краснели у него от волнения. А случалось, что точно так же, пошептавшись у окна, он подходил ко мне, с красными ушами, и говорил:
— Я и жена убедительно просим вас принять от нас вот этот пода­рок.
И подавал запонки, портсигар или лампу, и я за это присылал им из деревни битую птицу, масло и цветы. Кстати сказать, оба они бы­ли состоятельные люди. В первое время я часто брал взаймы и был не особенно разборчив, брал, где только возможно, но никакие силы не заставили бы меня взять у Лугановичей. Да что говорить об этом!
Я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я ста­рался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая вы­ходит за неинтересного человека, почти за старика (мужу было больше сорока лет), имеет от него детей, — понять тайну этого неинтересного человека, добряка, простяка, который рассуждает с таким скучным здравомыслием, на балах и вечеринках держится около солидных лю­дей, вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением, точно его привели сюда продавать, который верит, однако, в свое право быть счастливым, иметь от нее детей; и я все старался понять, почему она встретилась именно ему, а не мне, и для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка.

1. Укажите жанр произведения, отрывок из которого вы прочитали.

2. Произведение «О любви» включено Чеховым в маленькую «три­логию» вместе с рассказом «Крыжовник». Назовите третье про­изведение этого цикла.

3. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное вы­ражение, использованное в тексте: «верчусь как белка в коле­се», «без гроша»?

4. Укажите название скрытой насмешки: «И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней».

5. Как называется изобразительное средство: «на балах и вечерин­ках держится… с безучастным выражением, точно его привели сюда продавать»?

6. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «молодой, красивой, умной женщины», «с по­корным, безучастным выражением».

7. Укажите название значимой подробности, неоднократно повто­ряемой в тексте: «красные уши» Лугановича.

8. Каким предстает Луганович в данном фрагменте?

9. Что дало основание критику так характеризовать произведение «О любви»: «автор усиливает впечатление ненормальности ок­ружающей жизни, спутанности в ней самых простых отноше­ний, безжалостности людей друг к другу, их неумения жить по­-человечески»?

10. Кто виноват в драматическом финале этой истории?

Ответы на тест по литературе О любви (А. П. Чехов)
1 вариант
1. эпос
2. Алехин
3. сравнение
4. ирония
5. метонимия
6. эпитет
7. деталь (художественная деталь)
2 вариант
1. рассказ
2. «Человек в футляре»
3. поговорка
4. ирония
5. сравнение
6. эпитет
7. деталь (художественная деталь)

07.11.2017 Школьные тесты Литература Опубликовано: 07.11.2017 Обновлено: 07.11.2017
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − пятнадцать =