Тест по литературе Лапти 7 класс

Тест по литературе Лапти (И.А. Бунин) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и хо­лодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…
Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…
— Лапти? Что за лапти такие?
— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:
— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
— Как добывать?
— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натя­нул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несу­щемся степном море…
И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голо­са, а затем торопливый зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — бе­лого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в роз­вальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек. Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется описание внешности героя в литературном про­изведении («Шапка, борода, старый полушубок, разбитые вален­ки, — все в снегу, все обмерзло…»)?

2. Как называется средство иносказательной выразительности?

…потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море…

3. Укажите название приема:

Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, три­дцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…

4. Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и хо­лодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок…

Как называется элемент композиции: представление героев, мес­та и времени действия до его начала?

5. Как называется значимая подробность в художественном тексте?

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

Задания с развернутым ответом

1. Охарактеризуйте общее настроение приведенного фрагмента.

2. Была ли жертва Нефеда бессмысленной?

3. Сопоставьте фрагмент из рассказа И.А. Бунина «Лапти» и А.И. Куприна «Чудесный доктор». Какая тема и идея объединяет эти произведения?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется описание природы в литературном произведении («Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и хо­лодном хуторском доме стоял бледный сумрак…»)?

2. Как называется изобразительное средство?

…раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый злове­щий стук в окно.

3. Укажите название приема:

И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие­-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами…

4. Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — бе­лого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда…

Каким элементом сюжета (развития действия) является данная сцена?

5. Как называется значимая подробность в художественном тексте?

…утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул…
И, притворив дверь, ушел.

Задания с развернутым ответом

1. Охарактеризуйте общее настроение приведенного фрагмента.

2. Была ли жертва Нефеда бессмысленной?

3. Сопоставьте фрагмент из рассказа И.А. Бунина «Лапти» и А.И. Куприна «Чудесный доктор». Какая тема и идея объединяет эти произведения?

Фрагмент рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца. Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах.
В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбе­режения. Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в ме­сяц, занято уже другим…. Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом, залог и перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. А тут еще пошли болеть дети. Три месяца тому назад умерла одна девочка, те­перь другая лежит в жару и без сознания. Елизавете Ивановне при­ходилось одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить грудью маленького и ходить почти на другой конец города в дом, где она поденно стирала белье.
Весь сегодняшний день был занят тем, чтобы посредством нече­ловеческих усилий выжать откуда-нибудь хоть несколько копеек на лекарство Машутке. С этой целью Мерцалов обегал чуть ли не полго­рода, клянча и унижаясь повсюду; Елизавета Ивановна ходила к сво­ей барыне, дети были посланы с письмом к тому барину, домом кото­рого управлял раньше Мерцалов… Но все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег… Иные, как, на­пример, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просите­лей с крыльца.

Ответы на тест по литературе Лапти (И.А. Бунин)
1 вариант
1. портрет
2. метафора
3. повтор
4. экспозиция
5. деталь (художественная деталь)
2 вариант
1. пейзаж
2. эпитет
3. повтор
4. развязка
5. деталь (художественная деталь)

11.01.2018 Школьные тесты Литература Опубликовано: 16.12.2017 Обновлено: 11.01.2018
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − 2 =