Тест по литературе Судьба человека 9 класс

Тест по литературе Судьба человека (М.А. Шолохов) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Может, и жили бы мы с ним еще с годик в Урюпинске, но в ноябре случился со мной грех: ехал по грязи, в одном хуторе машину мою занесло, а тут корова подвернулась, я и сбил ее с ног. Ну, известное дело, бабы крик подняли, народ сбежался, и автоинспектор тут как тут. Отобрал у меня шоферскую книжку, как я ни просил его смилостивиться. Корова поднялась, хвост задрала и пошла скакать по переулкам, а я книжки лишился. Зиму проработал плотником, а потом списался с одним приятелем, тоже сослуживцем, — он в вашей области, в Кашарском районе, работает шофером, — и тот пригласил меня к себе. Пишет, что, мол, поработаешь полгода по плотницкой части, а там в нашей области выдадут тебе новую книжку. Вот мы с сынком и командируемся в Кашары походным порядком.
Да оно, как тебе сказать, и не случись у меня этой аварии с коровой, я все равно подался бы из Урюпинска. Тоска не дает мне на одном месте долго засиживаться. Вот уже когда Ванюшка мой подрастет и придется определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле.
— Тяжело ему идти, — сказал я.
— Так он вовсе мало на своих ногах идет, все больше на мне едет. Посажу его на плечи и несу, а захочет промяться — слезает с меня и бегает сбоку дороги, взбрыкивает, как козленок. Все это, браток, ничего бы, как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку. А тут еще одна беда: почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу. И все больше так, что я — за колючей проволокой, а они на воле, по другую сторону… Разговариваю обо всем и с Ириной и с детишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть — они уходят от меня, будто тают на глазах… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь — и вся подушка мокрая от слез…
В лесу послышался голос моего товарища, плеск весла по воде.
Чужой, но ставший мне близким, человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку:
— Прощай, браток, счастливо тебе!
— И тебе счастливо добраться до Кашар.
— Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке.
Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
С тяжелой грустью смотрел я им вслед… Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставанье, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное — уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как зовут главного героя рассказа?

2. Рассказ героя включает слова:

известное дело;
корова поднялась, хвост задрала; браток.
Как называется такая разновидность лексики?

3. Назовите средство иносказательной выразительности:

…две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом не­ виданной силы …

4. Как называется изобразительное средство?

Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой.

5. Как называется скрытая (в данном случае добрая) насмешка?

Вот мы с сынком и командируемся в Кашары походным порядком. Так он вовсе мало на своих ногах идет, все больше на мне едет. …вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…

Задания с развернутым ответом

6. Каковы главные качества личности героя, представленные в дан­ном фрагменте?

7. Каково авторское отношение к герою и как оно проявляется?

8. Сопоставьте фрагменты из рассказа М.А. Шолохова «Судьба чело­века» и А.П. Платонова «Возвращение». Какие схожие темы, мо­тивы, образы в них отражены?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. В повествование, которое ведется от лица автора-повествователя, включен рассказ главного героя о своей жизни и судьбе. Как на­зывается такой композиционный прием?

2. Назовите изобразительное средство:

…человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, ру­ку…

3. Рассказ героя включает слова:

бабы крик подняли;
да оно, как тебе сказать;
помру.

Как называется такая разновидность лексики?

4. Назовите средство иносказательной выразительности:

Тут самое главное — не ранить сердце ребенка…

5. Как называется изобразительное средство?

Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую… руку…

Задания с развернутым ответом

6. Каковы главные качества личности героя, представленные в дан­ном фрагменте?

7. Каково авторское отношение к герою и как оно проявляется?

8. Сопоставьте фрагменты из рассказа М.А. Шолохова «Судьба чело­века» и А.П. Платонова «Возвращение». Какие схожие темы, мо­тивы, образы в них отражены?

Фрагмент рассказа А.П. Платонова «Возвращение»

Иванов собрался было уйти из тамбура в вагон, чтобы лечь спать, не желая смотреть в последний раз на дом, где он жил и где остались его дети; не надо себя мучить напрасно. Он выглянул вперед -дале­ко ли осталось до переезда, и тут же увидел его… Пустой лежала де­ревенская дорога; лишь из города, из улицы, в которую входила до­рога, бежали вдалеке какие-то двое ребят; один был побольше, а другой поменьше, и больший, взяв за руку меньшего, быстро увлекал его за собою, а меньший, как ни торопился, как ни хлопотал усердно ножками, а не поспевал за большим. Тогда тот, что был побольше, волочил его за собою. У последнего дома города они остановились и поглядели в сторону вокзала, решая, должно быть, идти им туда или не надо. Потом они посмотрели на пассажирский поезд, проходивший через переезд, и побежали по дороге прямо к поезду, словно захотев вдруг догнать его…
Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переез­ду. Они сразу оба упали, поднялись и опять побежали вперед. Больший из них поднял одну свободную руку и, обратив лицо по хо­ду поезда в сторону Иванова, махал рукою к себе, как будто призы­вая кого-то, чтобы тот возвратился к нему. И тут же они снова упали на землю. Иванов разглядел, что у большего одна нога была обута в валенок, а другая в калошу, — от этого он и падал так часто.
Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упав­ших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувст­вовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного инте­реса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.
Он еще раз поглядел со ступенек вагона в хвост поезда на удален­ных детей. Он уже знал теперь, что это были его дети, Петрушка и Настя. Они, должно быть, видели его, когда вагон проходил по пере­езду, и Петрушка звал его домой к матери, а он смотрел на них нев­нимательно, думал о другом и не узнал своих детей.
Сейчас Петрушка и Настя бежали далеко позади поезда по песча­ной дорожке возле рельсов; Петрушка по-прежнему держал за руку маленькую Настю и волочил ее за собою, когда она не поспевала бе­жать ногами.
Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спус­тился на нижнюю ступень вагона и сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети.

Ответы на тест по литературе Судьба человека (М.А. Шолохов)
1 вариант
1. Андрей Соколов
2. разговорная (просторечная)
3. мктафора
4. эпитет
5. ирония
2 вариант
1. рассказ в рассказе
2. сравнение
3. разговорная (просторечная)
4. метафора
5. эпитет

02.04.2018 Школьные тесты Литература Опубликовано: 02.04.2018 Обновлено: 02.04.2018
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × один =