Тест по литературе Фотография на которой меня нет 8 класс

Тест по литературе Фотография на которой меня нет (В.П. Астафьев) с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

Боязливо и нехотя я спустился с печи, присел на припечек. Учитель сидел возле окошка на стуле, принесенном бабушкой из горницы, и приветливо смотрел на меня. Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенски­ми, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «поли­тику» — волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые гла­за, да уши торчали, как у Саньки левонтьевского. Было ему лет два­дцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком.
— Я принес тебе фотографию, — сказал учитель и поискал глаза­ми портфель.
Бабушка всплеснула руками, метнулась в куть — портфель остал­ся там. И вот она, фотография — на столе.
Я смотрю. Бабушка смотрит. Учитель смотрит. Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнеч­ные семечки, но узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька, вот Ванька Сидоров, вот Нинка Шахматовская, ее брат Саня… В гуще ребят, в самой середке — учитель и учительница. Он в шапке и в пальто, она в полушалке. Чему-то улыбаются едва заметно учитель и учительница. Ребята чего-нибудь сморозили смешное. Им что? У них ноги не болят.
Санька из-за меня на фотографию не попал. И чего приперся? То измывается надо мной, вред мне наносит, а тут восчувствовал. Вот и не видно его на фотографии. И меня не видно. Еще и еще перебегаю с лица на лицо. Нет, не видно. Да и откуда я там возьмусь, коли на печке лежал и загибала меня «худа немочь»?
— Ничего, ничего! — успокоил меня учитель. — Фотограф, может быть, еще приедет.
— А я что ему толкую? Я то же и толкую…
Я отвернулся, моргая на русскую печку, высунувшую толстый бе­леный зад в середнюю, губы мои дрожат. Что мне толковать? Зачем толковать? На этой фотографии меня нет. И не будет!
Бабушка настраивала самовар и занимала учителя разговорами.
— Как парнишечка? Грызть-то не унялася?
— Спасибо, Екатерина Петровна. Сыну лучше. Последние ночи спокойней.
— И слава Богу. И слава Богу. Они, робятишки, пока вырастут, ой сколько натерпишься с имя! Вон у меня их сколько, субчиков-то было, а ниче, выросли. И ваш вырастет…
Самовар запел в кути протяжную тонкую песню. Разговор шел о том о сем. Бабушка про мои успехи в школе не спрашивала. Учитель про них тоже не говорил, поинтересовался насчет деда.
— Сам-от? Сам уехал в город с дровами. Продаст, деньжонками разживемся. Какие наши достатки? Огородом, коровенкой да дрова­ми живем.

B1. Укажите жанр произведения.

В2. Назовите причину, по которой героя не оказалось на фотографии.

В3. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не за­был до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревен­скими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» — волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза, да уши торчали, как у Саньки левонтьевского. Было ему лет двадцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком.»?

В4. Как называется изобразительно-выразительное средство: «Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе»?

В5. Как называется средство иносказательной выразительности, ос­нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам: «печка, высунувшая беленый зад в середину», «са­мовар запел протяжную песню»?

В6. Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя рече­вое общение персонажей.

В7. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «протяжную тонкую песню».

С1. Каким предстает герой-мальчик в этом фрагменте?

С2. Какие средства характеристики героев и с какой целью исполь­зует автор?

С3. Какие еще произведения, в которых изображается детство ге­роя, вам известны? Чем эти произведения похожи на рассказ Астафьева?

2 вариант

Какая тоска!
Оторвал листок у мятного цветка, помял в руках — воняет цве­ток, будто нашатырный спирт. Бабушка листья мятного цветка в чай заваривает, пьет с вареным молоком. Еще на окне алой остался, да в горнице два фикуса. Фикусы бабушка стережет пуще глаза, но все равно прошлой зимой ударили такие морозы, что потемнели листья у фикусов, склизкие, как обмылки, сделались и опали. Однако вовсе не погибли — корень у фикуса живучий, и новые стрелки из ствола проклюнулись. Ожили фикусы. Люблю я смотреть на оживающие цветы. Все почти горшки с цветами — геранями, сережками, колю­чей розочкой, луковицами — находятся в подполье. Горшки или во­все пустые, или торчат из них серые пеньки.
Но как только на калине под окном ударит синица по первой со­сульке и послышится тонкий звон на улице, бабушка вынет из подполья старый чугунок с дыркою на дне и поставит его на теплое окно в кути.
Через три-четыре дня из темной нежилой земли проткнутся блед­но-зеленые острые побеги — и пойдут, пойдут они торопливо вверх, на ходу накапливая в себе темную зелень, разворачиваясь в длинные листья, и однажды возникает в пазухе этих листьев круглая палка, проворно двинется та зеленая палка в рост, опережая листья, поро­дившие ее, набухнет щепотью на конце и вдруг замрет перед тем, как сотворить чудо.
Я всегда караулил то мгновение, тот миг свершающегося таинст­ва — расцветания, и ни разу скараулить не мог. Ночью или на рас­свете, скрыто от людского урочливого глаза, зацветала луковка.
Встанешь, бывало, утром, побежишь еще сонный до ветру, а ба­бушкин голос остановит:
— Гляди-ко, живунчик какой у нас народился!
На окне, в старом чугунке, возле замерзшего стекла над черной землею висел и улыбался яркогубый цветок с бело мерцающей серд­цевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом: «Ну вот и я! Дождалися?»
К красному граммофончику осторожная тянулась рука, чтоб до­тронуться до цветка, чтоб поверить в недалекую теперь весну, и бо­язно было спугнуть среди зимы впорхнувшего к нам предвестника тепла, солнца, зеленой земли.
После того как загоралась на окне луковица, заметней прибывал день, плавились толсто обмерзшие окна, бабушка доставала из под­полья остальные цветы, и они тоже возникали из тьмы, тянулись к свету, к теплу, обрызгивали окна и наш дом цветами. Луковица меж тем, указав путь весне и цветению, сворачивала граммофончики, съеживалась, роняла на окно сохлые лепестки и оставалась с одними лишь гибко падающими, подернутыми хромовым блеском ремнями стеблей, забытая всеми, снисходительно и терпеливо дожидалась вес­ны, чтоб вновь пробудиться цветами и порадовать людей надеждами на близкое лето.
Во дворе залился Шарик.
Бабушка перестала починяться, прислушалась. В дверь постучали. А так как в деревнях нет привычки стучать и спрашивать, можно ли войти, то бабушка всполошилась, побежала в куть.

В1. Укажите род литературы, к которому принадлежит произведе­ние.

В2. Кто оказался незваным гостем?

В3. Как называется изображение природы в литературном произве­дении: «Но как только на калине под окном ударит синица по первой сосульке и послышится тонкий звон на улице, бабушка вынет из подполья старый чугунок с дыркою»?

В4. Как называется изобразительно-выразительное средство: «ли­стья у фикусов склизкие, как обмылки»?

В5. Как называется средство иносказательной выразительности, ос­нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам: улыбался яркогубый цветок с бело мерцающей сердцевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом: «Ну вот и я! Дождалися?»

В6. Укажите название средства иносказательной выразительности, основанного на скрытом сравнении: «загоралась на окне луко­вица», «плавились… окна», «обрызгивали… дом цветами», «ремнями стеблей».

В7. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «сохлые лепестки», «хромовым блеском».

С1. Каким предстает герой-мальчик в этом фрагменте?

С2. Какую роль особенности его личности, проявленные в данном фрагменте, сыграют в дальнейшем повествовании?

С3. Какие еще произведения, в которых изображается детство ге­роя, вам известны? Чем эти произведения похожи на рассказ Астафьева?

Ответы на тест по литературе Фотография на которой меня нет (В.П. Астафьев)
1 вариант
1. рассказ
2. болезнь
3. портрет
4. сравнение
5. олицетворение
6. диалог
7. эпитет
2 вариант
1. эпос
2. учитель
3. пейзаж
4. сравнение
5. олицетворение
6. метафора
7. эпитет

Опубликовано: 18.04.2018 Обновлено: 08.04.2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + 8 =