Проверочная работа по истории Формирование единого Русского государства в XV в. Россия в XVI в. для 10 класса

Проверочная работа по истории Формирование единого Русского государства в XV в. Россия в XVI в. для 10 класса с ответами. Работа включает в себя 24 разноуровневых задания.

1. Какое событие произошло в 1480 г.?

1) поход Ермака в Сибирь
2) «стояние» на реке Угре
3) Куликовская битва
4) принятие общерусского Судебника

2. Какое событие произошло позже всех других?

1) присоединение Новгородской земли к Москве
2) созыв первого Земского собора
3) издание первой датированной печатной книги
4) принятие Судебника Ивана III

3. С кем сражались литовские, польские, русские войска в Грюнвальдской битве в 1410 г.?

1) с Тевтонским орденом
2) с ордынскими войсками
3) с Ливонским орденом
4) с Речью Посполитой

4. Когда появился первый общерусский Судебник, установивший «один закон для всей страны»?

1) 1480 г.
2) 1497 г.
3) 1510 г.
4) 1547 г.

5. С каким событием связано падение ордынского владычества?

1) Куликовской битвой
2) «стоянием» на реке Угре
3) Ливонской войной
4) взятием русскими войсками Казани

6. В каком ряду даны даты Ливонской войны?

1) 1505-1533 гг.
2) 1538-1547 гг.
3) 1558-1583 гг.
4) 1565-1572 гг.

7. Как называлось земельное владение, пожалованное за службу и при условии несения военной или государственной службы, которое нельзя было продать, поменять, заложить?

1) вотчина
2) погост
3) поместье
4) удел

8. Что из названного было характерно для политического развития России в конце XV — начале XVI в.?

1) учреждение Земских соборов
2) формирование единого Русского государства
3) провозглашение России империей
4) выдача ярлыков на княжение

9. В результате реформ «Избранной рады» (середина XVI в.)

1) дворянство становится социальной базой самодержавия
2) усиливается раздробленность страны
3) вводится система кормлений
4) устанавливается единый срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому

10. Одним из итогов опричнины было

1) хозяйственный подъем страны
2) закрепление России на Балтийском побережье
3) увеличение удельных владений
4) утверждение режима личной, неограниченной власти царя

11. Прочитайте отрывок из «Казанской истории» XVI в. и укажите, о каком правителе идет речь.

«Сын великого князя Василия Васильевича… воспринял великое московское княжение после смерти своего отца. И, пойдя на Великий Новгород, взял его с великой дерзостью и смелостью… тогда же захватил он и Тверь, и Вятку, и Рязань. И все русские князья вынуждены были служить ему… И утвердил он великую власть над Русской державой, и с того времени стал называть себя великим самодержавным князем московским».

1) Иване III
2) Василии Темном
3) Федоре Ивановиче
4) Иване IV

12. Какие три из приведенных положений свидетельствуют о предпосылках объединения русских земель?

1) необходимость освобождения от ордынского владычества
2) усиление раздробленности, междоусобицы
3) общность культуры, обычаев, традиций
4) упадок торговли, ослабление экономический связей между отдельными территориями
5) потребность населения в сильной государственной власти

13. Какие три из перечисленных имен принадлежат известным иконописцам, творившим в XIV-XV вв.?

1) Андрей Рублев
2) Афанасий Никитин
3) Феофан Грек
4) Аристотель Фиораванти
5) Дионисий
6) Антоний Фрязин

14. Ниже приведен список понятий/терминов. Все они, за исключением одного, связаны с правлением Ивана IV.

1) Земский собор; 2) опричнина; 3) Стоглавый собор; 4) земщина; 5) Соборное уложение; 6) «Избранная рада».

Найдите и запишите порядковой номер понятия/термина, не относящегося к правлению Ивана IV.

15. Какие три из названных памятников архитектуры относятся к XVI в.?

1) собор Василия Блаженного
2) Успенский собор Московского Кремля
3) Новодевичий монастырь
4) Грановитая палата Московского Кремля
5) церковь Покрова на Нерли
6) церковь Вознесения в селе Коломенском

16. Расположите в хронологическом порядке названные события.

1) принятие Судебника Ивана IV
2) установление опричнины
3) присоединение к России Казанского ханства
4) созыв первого Земского собора
5) начало Ливонской войны

17. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, отражают состав основных социальных групп населения в России XV-XVI вв.

1) бояре; 2) дворяне; 3) стрельцы; 4) старообрядцы; 5) ремесленники; 6) черносошные крестьяне.

Найдите и запишите порядковой номер термина, не относящегося к населению страны в указанное время.

18. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Имена

A) Иван IV
Б) Иван III
B) Ермак Тимофеевич
Г) Иван Федоров

Деятельность

1) присоединение Новгородской земли к Москве
2) поход на Сибирское ханство
3) правление Семибоярщины
4) созыв первого Земского собора
5) издание первой печатной датированной книги «Апостол»

19. Установите соответствие между понятиями (терминами) и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Понятия (термины)

A) приказ
Б) поместье
B) Земский собор
Г) вотчина

Определения

1) высшее сословно-представительное учреждение
2) орган центральной исполнительной власти в России
3) условное земельное владение, пожалованное за службу, без права продажи, обмена, наследования
4) система содержания должностных лиц за счет местного населения
5) крупное земельное владение, передаваемое по наследству от отца к сыну

20. Штрихи к историческим портретам. Распределите названные ниже события по деятельности двух правителей России XV-XVI вв.

Определите и напишите имена этих правителей в таблицу ответов рядом с цифрами I и II.

Выберите из предложенного списка относящиеся к их правлениям события.

События:

1) введение опричнины
2) освобождение Руси от Ордынской зависимости
3) присоединение Новгородской земли к Москве
4) возведение собора Василия Блаженного
5) реформы «Избранной рады»
6) строительство краснокаменного Кремля в Москве

Запишите в таблицу ответов под именами правителей цифры, которыми обозначены эти события.

I — II —
 

21. Прочитайте фрагмент из документа XV в. и укажите его название.

«А христианом (крестьянам) отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осенннего и неделю после Юрьева дни осенннего. Дворы пожилые плтят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А который христианин поживет за ким год да пойдет прочь, и он платит четверть двора, и два года поживет… полдвора платит; а три годы поживет… платит три четверти двора, а четыре годы поживет, и он весь двор платит».

22. Прочитайте отрывок из работы историка и укажите время (век), имя правителя, при котором происходили указанные события.

«Государство добилось больших внешнеполитических успехов… оно сокрушило… ханства Поволжья и нанесло тяжелое поражение Крымской орде…
Россия проложила себе дорогу на Урал и в Сибирь… Однако попытка прочно утвердиться на берегах Балтийского моря привела страну к тяжелому поражению».

23. В чем заключалась сущность опричнины, которую ввел Иван Грозный? Приведите не менее двух-трех положений.

24. Дайте оценку деятельности Ивана I V Грозного. Приведите

Аргументы положительные:

Аргументы отрицательные:

Ответы на проверочную работу по истории Формирование единого Русского государства в XV в. Россия в XVI в. для 10 класса
1-2
2-3
3-1
4-2
5-2
6-3
7-3
8-2
9-1
10-4
11-1
12-135
13-135
14-5
15-136
16-41352
17-4
18-4125
19-2315
20. Иван III — 236; Иван IV — 145
21. Судебник
22. XVI в., Иван I V Грозный
23.
Сущность опричнины:
1) утверждение неограниченной власти царя;
2) подавление любых интересов отдельных групп населения, беспрекословное повиновение;
3) ликвидация очагов удельного сепаратизма.
24.
Аргументы положительные:
1) реформы, проводимые Иваном I V вместе со своими сподвижниками («Избранная рада») формировали сословно-представительную монархию, укрепляли государство;
2) активная внешняя политика, проводимая царем, способствовала расширению границ Российского государства: присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири.
Аргументы отрицательные:
1) разорение страны (запустение земель, рост налогов, бегство крестьян и т.д.) вследствие опричнины и сопровождавшего ее террора (расправы с неугодными лицами, сопровождавшиеся казнями);
2) поражение России в Ливонской войне оставило невыполненной внешнеполитическую задачу — выхода страны к Балтийскому морю.

20.09.2018 Школьные тесты История Опубликовано: 20.09.2018 Обновлено: 20.09.2018
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × четыре =