Тест по русскому языку Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно-выразительные средства русского языка 10 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 2 части. В части А — 6 заданий. В части В — 1 задание.
1 вариант
А1. В каком предложении вместо слова ЗРИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ЗРИТЕЛЬСКИЙ?
1) Необходимо с раннего детства развивать ЗРИТЕЛЬНУЮ память.
2) После третьего звонка вход в ЗРИТЕЛЬНЫЙ зал воспрещён.
3) Прошлая Олимпиада стала рекордной среди зимних по ЗРИТЕЛЬНОМУ интересу.
4) ЗРИТЕЛЬНЫЙ нерв содержит около миллиона нервных волокон.
А2. Какое предложение содержит синонимы?
1) Костёр то почти затухал, то с порывами ветра вновь разгорался.
2) Среди многих образцов горных пород особенно выделялся один экземпляр.
3) Фирма занимается куплей и продажей недвижимости.
4) Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.
А3. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?
1) Вот затрещали барабаны — и отступили басурманы.
2) Не тратьте время на пустые разговоры.
3) Жизненные силы бьют в Штольце ключом, и он употребляет их на полезную деятельность.
4) Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви.
А4. Укажите значение слова РЕШИТЕЛЬНО в данном предложении.
Тяга к новаторству, преодоление косных, заплесневелых идей присуща решительно каждому, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний.
1) смело, непреклонно
2) совсем, совершенно
3) без исключения
4) разумеется (в значении вводного слова)
А5. Какое слово использовано в данном предложении (см. задание А4) в переносном значении?
1) косных
2) заплесневелых
3) работает
4) области
А6. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) Имена многих героев прошлых войн давно канули влета.
2) За проезд необходимо оплатить в течение одной остановки.
3) За границей Жерков встретил Долохова, произведённого в солдаты, но не счёл нужным узнать его.
4) Наиболее значимой группой дополнительных сервисов, пользующихся огромной популярностью в сетях мобильной связи, являются услуги обмена сообщениями.
(1)О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
(2)А счастье всюду. (3)Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
и чистый воздух, льющийся в окно.
(4)В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. (5)Давно
Слежу за ним … (6)Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
(7)Окно открыто. (8)Пискнула и села
На подоконник птичка. (9)И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
(10)День вечереет, небо опустело.
(11)Гул молотилки слышен на гумне…
(12)Я вижу, слышу, счастлив. (13)Всё во мне.
В1. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста стихотворения И.А. Бунина «Вечер».
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры отделяйте запятыми. Каждую запятую при перечислении ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Изображение вечернего пейзажа — повод для размышлений лирического героя стихотворения Бунина. Поэт широко использует синтаксические средства выразительности. ___________ (предложения 1, 2) показывает ход развития мысли. ___________ (предложения 5, 8, 9) передаёт напряжённость переживаний, наблюдений, раздумий лирического героя. ___________ (предложения 10, 11, 12) подчёркивает единство природы и человека. Цельность раздумий достигается при помощи ___________ и ___________ (предложения 1, 2, 6, 12).
Список терминов:
1) повторы
2) риторическое обращение
3) гиперболы
4) перенос (анжанбеман)
5) парцелляция
6) антонимы
7) анафора
8) однокоренные слова
9) синтаксический параллелизм
2 вариант
А1. В каком предложении вместо слова ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ?
1) С таким ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМ парнем нигде не пропадёшь.
2) Фролов был человек ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ, настоящий выдумщик.
3) ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ ум выручал его во многих сложных ситуациях.
4) Руководство завода оценило его ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ талант.
А2. Какое предложение содержит антонимы?
1) Храните деньги не в стеклянных банках, а в государственных банках.
2) Застучали первые капли дождя, и вскоре начался ливень.
3) Грустя, и плача, и смеясь, звенят ручьи моих стихов…
4) На хорошем шоссе кавалерия отставала от мотопехоты, но в лесисто-болотистой местности конница могла наступать с вполне сравнимым с мотопехотой темпом.
А3. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?
1) И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.
2) Штольц часто уезжал из Петербурга, и Обломов опять ввергался весь по уши в своё одиночество и уныние.
3) С четырёх часов Невский проспект пуст, но с наступлением сумерек опять оживает.
4) Все дворовые постройки северного крестьянского дома находились под одной крышей.
А4. Укажите значение слова ТРИВИАЛЬНЫЙ в данном предложении.
В молодости стремление к борьбе с установленными, тривиальными мнениями придавало иногда моим писаниям задиристый, запальчивый, крикливый характер, от которого я избавился лишь в зрелые годы.
1) устаревший
2) лишённый оригинальности, новизны
3) острый
4) критический
А5. Какое слово использовано в данном предложении (см. задание А4) в переносном значении?
1) стремление
2) писаниям
3) крикливый
4) зрелые
А6. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) Сегодня жарко, одену что-нибудь лёгкое.
2) Картины волжских просторов противопоставлены картине душной атмосферы Калинова.
3) Согнувшись в две погибели, он переступил порог низкого домика.
4) Компания, представляющая свои услуги в сфере мобильной связи, должна обоснованно подходить к утверждению тарифов.
(1)Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
(2)Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
(3)Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
(4)На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.
В1. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста стихотворения А.А. Фета «Вечер».
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры отделяйте запятыми. Каждую запятую при перечислении ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
В предложении 1, составляющем первую строфу, поэт использует ___________ — средства выразительности, создающие атмосферу таинственности, эффект самопроизвольной жизни природы. ___________ (в первых трёх строчках), два из которых являются в то же время ___________, делают картину вечера зримой, одухотворённой. Природа наделяется живой душой — этому способствуют ___________ (предложения 1, 2, 4). Разные виды ___________ (предложения 2, 3) оставляют ощущение текучести, переменчивости, едва заметных и постоянных изменений природы.
Список терминов:
1) антонимы
2) олицетворения
3) эпитеты
4) безличные глаголы
5) однокоренные слова
6) гиперболы
7) сравнения
8) анафора
9) синтаксический параллелизм
Ответы на тест по русскому языку Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно-выразительные средства русского языка 10 класс
1 вариант
А1-3
А2-2
А3-3
А4-3
А5-2
А6-4
В1. 54918 (54981)
2 вариант
А1-4
А2-3
А3-2
А4-2
А5-3
А6-2
В1. 43127