Тест по русскому языку Сложные предложения. Сложносочинённые предложения 9 класс

Тест по русскому языку Сложные предложения. Сложносочинённые предложения 9 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах, каждый вариант содержит 10 заданий и соответствует требованиям ФГОС.

1 вариант

А1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Старший брат долго не брал меня с собой ( ) мне же хотелось хоть одним глазком посмотреть на его тренировки.

1) Сложносочинённое предложение, запятая не нужна.
2) Бессоюзное предложение, запятая нужна.
3) Сложноподчинённое предложение, запятая нужна.
4) Сложносочинённое предложение, запятая нужна.

А2. Укажите предложение, в котором запятая выполняет выделительную функцию.

1) Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились.
2) Где-то защёлкал соловей, за ним другой.
3) Мы догнали край тени и пошли вместе с ней по лугу к месту, где полоса лозняков и ракит прятала речку.
4) Красота приглядится, а ум пригодится.

А3. Укажите предложение, которое не является сложносочинённым.

1) Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.
2) В доме все уже легли, но никто не спал.
3) Рядовые скотоводы и земледельцы обитали в многочисленных сёлах, вожди и их окружение – в укреплённых городищах.
4) Парламент стоит на страже законов и конституции, а правительство следит за их осуществлением и текущей политикой.

А4. Укажите предложение, где сочинительный союз указывает на чередование событий.

1) Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же: небо, равнину, холмы.
2) Единственный старый список «Слова о полку Игореве» погиб в пожаре, и мы обладаем теперь лишь поздней екатерининской копией с него.
3) Ломоносов выступал за расцвет русской науки, однако на этом пути учёный встречал сопротивление консервативных кругов.
4) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит.

А5. Укажите предложение с разделительным союзом.

1) Вы можете высказать своё мнение, позвонив по телефону радиостанции, или можно отправить электронное сообщение.
2) Пруд был тёмен, покоен, и лодка была точно приклеена к чёрной воде.
3) Старик смеялся, а матери всё это казалось милым сном.
4) Ни я тебе не могу дозвониться, ни ты мне.

А6. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Кто-то позвонил дяде по телефону и чем-то встревоженный он засуетился.
2) Или грудь в крестах или голова в кустах.
3) Небо насупилось надвинулась тёмная туча и зашумел ливень.
4) Через две недели у лисят открылись глаза и начали прорезываться зубки.

А7. Укажите предложение, в котором сочинительный союз связывает однородные члены простого предложения.

1) Екатерина оценила адресованную ей оду, и перед Державиным открылись двери дворца.
2) Солнце зашло за горы, но было ещё светло.
3) Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.
4) Ломоносов был великим учёным и, кроме того, замечательным художником.

B1. Составьте схему данного предложения.

Ураган прошёл, однако связи с городом ещё не было.

B2. Выпишите из данного предложения союз, разделяющий части сложносочинённого предложения.

Было темно, но я всё-таки видел и деревья, и воду, и людей.

B3. Определите, на какие смысловые отношения между частями данного предложения указывает союз.

Ломоносов преобразовал русское стихосложение, позже Державин также открыл перед русской поэзией новые дороги.

2 вариант

А1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Жизнь государства подчиняется определённым законам ( ) традиции тоже играют значительную роль.

1) Сложносочинённое предложение, запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, запятая нужна.
3) Сложноподчинённое предложение, запятая нужна.
4) Бессоюзное предложение, запятая нужна.

А2. Укажите предложение, в котором запятая выполняет выделительную функцию.

1) Не смейся над старым, и сам будешь стар.
2) К началу ХХ века в Петербурге насчитывалось более двух миллионов человек, в Москве – чуть меньше.
3) Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи.
4) К концу лета дни стали короче, зато ночи длиннее и прохладнее.

А3. Укажите предложение, которое не является сложносочинённым.

1) Правовое государство основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах от рождения.
2) Щука попалась большая, и с ней было много хлопот.
3) В борьбе за власть всегда находятся друзья, но при её делении есть только враги.
4) Ночью была оттепель, а к утру ударил мороз.

А4. Укажите предложение, где сочинительный союз указывает на чередование событий.

1) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.
2) Карамзин был крупнейшим русским писателем-сентименталистом, а его «Бедная Лиза» положила начало русской прозе.
3) То истиной дышит в ней всё, то всё в ней притворно и ложно.
4) Первые восемь томов «Истории государства Российского» разошлись в один месяц, и сразу потребовалось второе издание.

А5. Укажите предложение с разделительным союзом.

1) Грусть в обществе смешна, а слишком большая весёлость неприлична.
2) Последние отблески вечерней зари погасли совсем, и наступила ночь.
3) Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты.
4) Не то пламя пожара зажгло горизонт, не то зарево луны осветило ночное небо.

А6. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Гроза застала нас в гроте и удержала лишних полчаса.
2) Вдруг лодка натолкнувшись на что-то опрокинулась и мы очутились в воде.
3) И крута гора да миновать нельзя.
4) От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

А7. Укажите предложение, в котором сочинительный союз связывает однородные члены простого предложения.

1) Начинали соколы расправу, и взлетала лебедь в облака.
2) Я спустился с горы и, повернув в ворота, прибавил шагу.
3) Во второй половине XVIII века жанровая система классицизма начинает сковывать творческую мысль писателей, и они пытаются её реформировать.
4) Видит око, да зуб неймёт.

B1. Составьте схему данного предложения.

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы.

B2. Выпишите из данного предложения союз, разделяющий части сложносочинённого предложения.

Долго пришлось его ждать, однако он так и не пришёл и даже не позвонил.

B3. Определите, на какие смысловые отношения между частями данного предложения указывает союз.

«Слово о полку Игореве» повествует о походе северского князя на половцев, в позднейших летописях тоже рассказывается об этом.

Ответы на тест по русскому языку Сложные предложения. Сложносочинённые предложения 9 класс
1 вариант
А1-4
А2-3
А3-3
А4-4
А5-1
А6-2
А7-4
В1. [ ], однако [ ].
В2. но
В3. сходство (уподобление)
2 вариант
А1-2
А2-3
А3-1
А4-3
А5-4
А6-3
А7-2
В1. Ни [ ], ни [ ], ни [ ].
В2. однако
В3. сходство (уподобление)

Опубликовано: 31.07.2024 Обновлено: 31.07.2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − два =