Контрольная работа по истории России Русь в IX — первой половине XII в. 6 класс с ответами. Контрольная работа представлена в двух вариантах, каждый вариант содержит 11 заданий и соответствует обновленным ФГОС.
1 вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) образование Священной Римской империи королём Оттоном I Великим
2) образование государства Русь
3) Любечский съезд князей
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События
А) поражение русских войск от половцев на реке Альте
Б) начало княжения Владимира Мономаха
В) начало строительства Софийского собора в Киеве
Г) Крещение Руси
Годы
1) 988 г.
2) 1037 г.
3) 1068 г.
4) 1113 г.
Запишите выбранные цифры напротив соответствующих букв.
3. Ниже приведён перечень названий (терминов). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) периода государства Русь.
1) рядовичи; 2) дружина; 3) земства; 4) вече; 5) посад; 6) вольные хлебопашцы.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
4. Запишите слово (термин), о котором идёт речь.
В государстве Русь зависимые от господина люди, взявшие в долг ссуду и обязанные отрабатывать её.
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы (явления, события)
А) формирование и развитие норм права в государстве Русь
Б) изменение системы сбора дани
В) укрепление международного положения государства Русь в результате принятия христианства
Г) «лестничная» система передачи власти
Факты
1) династические браки русских князей и западноевропейских монархов
2) рост городов
3) создание Русской Правды
4) строительство оборонительных укреплений
5) введение уроков и погостов
6) междоусобные войны
Запишите выбранные цифры напротив соответствующих букв.
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
Фрагменты источников
А) «В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против неё. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав ещё ребёнок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем». И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили её мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться».
Б) «1. Убьёт муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. …
3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается. …
11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны. …».
Характеристики
1) Данный документ написан при Ярославе Мудром.
2) Автором является Нестор.
3) Приведённый текст — отрывок из «Поучения детям» Владимира Мономаха.
4) В отрывке источника рассказывается о мести за убийство князя Игоря.
5) Закон имел силу до начала XIX в.
6) Документ, из которого предложен отрывок, положил начало становлению и распространению законодательства на Руси.
Запишите выбранные цифры напротив соответствующих букв.
7. Что из перечисленного относится к политике Владимира Мономаха? Выберите три ответа.
1) установил уроки и погосты
2) пресекал княжеские распри
3) крестил Русь
4) ограничил взимание процентов ростовщиками
5) совершил удачные походы против половцев
6) начал строительство Софийского собора в Киеве
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) В 980 г. Владимиром I была проведена ___________ реформа.
Б) По преданию, князь ___________ умер от укуса змеи.
В) Ярослав Мудрый в 1036 г. разбил ___________.
Пропущенные элементы:
1) языческая
2) половцев
3) Олег
4) печенегов
5) Святослав
6) протестантская
9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События
А) Крещение Руси
Б) основание княжеской династии на Руси
В) создание первого русского свода законов
Г) Любечский съезд
Участники
1) Ярослав Мудрый
2) Олег
3) Рюрик
4) Владимир I
5) Святополк Окаянный
6) Владимир Мономах
Запишите выбранные цифры напротив соответствующих букв.
10. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Памятники культуры
А) Повесть временных лет
Б) Русская правда
В) Поучение детям
Г) Десятинная церковь
Характеристики
1) сборник норм древнерусского права
2) составлена в VIII в.
3) летописный свод
4) архитектурное сооружение сохранилось в первозданном виде до наших дней
5) храм построен при Владимире I
6) автор — Владимир Мономах
Запишите выбранные цифры напротив соответствующих букв.
11. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о данном памятнике являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) Памятник установлен в Москве.
2) Этот политический деятель имел династические связи со многими государствами Европы.
3) В годы его княжения были построены Золотые ворота в Киеве.
4) Князь, запечатлённый в памятнике, разгромил половцев.
5) Этот политический деятель основал новую династию.
2 вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) княжение Владимира Мономаха
2) распад Франкской империи
3) Крещение Руси
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События
А) договор князя Олега с Византией
Б) начало княжения Мстислава Великого
В) образование государства Русь
Г) гибель князя Игоря
Годы
1) 882 г.
2) 911 г.
3) 945 г.
4) 1125 г.
Запишите выбранные цифры напротив соответствующих букв.
3. Ниже приведён перечень названий (терминов). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) периода государства Древней Руси.
1) конституция; 2) вече; 3) закупы; 4) князь; 5) полюдье; 6) дворяне.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
4. Запишите слово (термин), о котором идёт речь.
Фиксированный размер дани, который был определён княгиней Ольгой.
5. Что из перечисленного относится к политике Ярослава Мудрого? Выберите три ответа.
1) построил Софийский собор в Киеве
2) крестил Русь
3) разгромил Хазарский каганат
4) использовал династические браки для укрепления положения Руси в Европе
5) ввёл уроки и погосты
6) разгромил печенегов
6. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы (явления, события)
А) княжение Олега
Б) деятельность Ярослава Мудрого
В) военные походы Святослава
Г) политика Владимира I
Факты
1) разгром Хазарского каганата
2) строительство Десятинной церкви
3) Любечский съезд
4) начало создания «Повести временных лет»
5) разгром печенегов
6) удачный поход на Византию, в знак победы к городским воротам князь прибил свой щит
Запишите выбранные цифры напротив соответствующих букв.
7. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
Фрагменты источников
А) «… Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные».
Б) «… Сей славный, рождённый от славных, благородный — от благородных, князь наш Владимир возрос, окреп от детской младости, паче же возмужал, крепостью и силой совершенствуясь, мужеством же и умом преуспевая:, и единодержцем стал земли своей, покорив себе соседние народы, иных — миром, а непокорных — мечом. И вот на него, во дни свои живущего и землю свою пасущего правдою, мужеством и умом, сошло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога».
Характеристики
1) В произведении автор размышляет о воспитании детей.
2) Произведение, из которого взят отрывок, называется «Слово о Законе и Благодати».
3) Приведённый текст — отрывок из «Поучения детям» Владимира Мономаха.
4) В отрывке рассказывается о Владимире Святом.
5) Автор произведения — Нестор.
6) Жанр произведения — былина.
Запишите выбранные цифры напротив соответствующих букв.
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Ярослав Мудрый создал первый свод законов ___________.
Б) В ___________ г. Владимир I крестил Русь.
В) Принцип «каждый да держит отчину свою» был установлен в 1097 г. на ___________.
Пропущенные элементы:
1) Повесть временных лет
2) 862
3) Русская Правда
4) вече
5) 988
6) Любечском съезде
9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События
А) создание государства Русь
Б) написание одной из частей Русской Правды
В) разгром Хазарского каганата
Г) строительство Десятинной церкви
Участники
1) Владимир Мономах
2) Олег
3) Владимир I
4) Святослав
5) Мстислав Великий
6) Ольга
Запишите выбранные цифры напротив соответствующих букв.
10. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о данном памятнике являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) Памятник установлен во Владимире.
2) Этот политический деятель имел династические связи со многими государствами Европы.
3) В годы его княжения были построены Золотые ворота в Киеве.
4) Князь, запечатлённый в памятнике, разгромил Хазарский каганат.
5) Этот политический деятель крестил Русь.
11. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Памятники культуры
А) былины
Б) Остромирово Евангелие
В) Житие Бориса и Глеба
Г) Софийский собор в Новгороде
Характеристики
1) автор — Нестор
2) мощное здание из прочного камня венчают пять куполов в форме шлемов древнерусских воинов
3) в произведении одобряются княжеские усобицы
4) самая древняя из сохранившихся русских книг
5) жанр устного народного творчества
6) постройка из тонкого кирпича
Запишите выбранные цифры напротив соответствующих букв.
Ответы на контрольную работу по истории России Русь в IX — первой половине XII в. 6 класс
1 вариант
1. 213
2. А3 Б4 В2 Г1
3. 36
4. закупы
5. А3 Б5 В1 Г6
6. А24 Б16
7. 245
8. А1 Б3 В4
9. А4 Б3 В1 Г6
10. А3 Б1 В6 Г5
11. 23
2 вариант
1. 231
2. А2 Б4 В1 Г3
3. 16
4. уроки
5. 146
6. А6 Б5 В1 Г2
7. А13 Б24
8. А3 Б5 В6
9. А2 Б1 В4 Г3
10. 15
11. А5 Б4 В1 Г2